В начало Карта Постройки Литература Ссылки Архив гостевой книги Eng

...
«Северный модерн», занявший в европейской архитектуре начала XX века заметное место,неоднократно привлекал уже к себе внимание исследователей. Это направление можно считать таким региональным вариантом стиля модерн, базой для которого явились богатые традиции средневекового и народного зодчества стран северной Европы, использовавшего в качестве строительного материала дерево и камень местных пород. В основном именно благодаря материалу — через его живописную, пластичную, но вместе с тем и «суровую» фактуру, напоминающую о дремучих лесах и «хладных скалах» Севера, — мастера «северного модерна» получали возможность достаточно зримо и последовательно выразить не только региональную, но и национальную специфику создававшихся ими образов, романтическая природа которых не подлежит сомнению. Романтический, эмоционально обостренный характер, свойственный произведениям «северного модерна», раскрывается, кроме того, с помощью своеобразной, как правило, лаконичной и часто условной декорации, воспроизводящей или «перефразирующей» фольклорные мотивы. Близостью к народным корням и яркой региональной характерностью «северного модерна» обусловлена возможность его квалификации как одного из «национально-романтических» течений в архитектуре конца XIX — начала XX века. Следовательно, «северный модерн» и «неорусский стиль» оказываются внутренне близкими друг другу. В значительной степени их близость обусловлена также родством той системы композиционных приемов, которая определяла характер пространственно-пластических решений архитекторов, работавших в духе обоих направлений (и иногда, как, например, Н. В. Васильев, — одинаково успешно), и которая в конечном счете принадлежала к числу открытий «нового стиля». Однако аналогии с прошлым (причем отнюдь не только с русским) в произведениях «северного модерна» предстают в большинстве случаев в «завуалированном» виде, поскольку поиск таких аналогий не являлся для «северного модерна» априорно поставленной целью, как для всех модификаций «национального стиля».
...

(Лисовский В.Г. "Национальный стиль" в архитектуре России —
М.: Совпадение, 2000.)


Вернуться к списку