В начало Карта Постройки Литература Ссылки Архив гостевой книги Eng

...
В свете общего интереса к искусству Севера закономерно обращение к нему и зодчих, в основном петербургских. Именно в Петербурге, его пригородах и еще в Выборге были созданы лучшие произведения «северного модерна». В Выборге строили архитекторы А.Шульман и финское «трио» — Э.Сааринен, Г.Гезелиус и А.Линдгрен. Их здания, осуществленные из местных материалов, романтичны, фасады живописны, декоративны. Северные мотивы декора (изображения сов, лисиц, медведей) гармонируют с суровой поэзией природы тех мест. В нашем городе образцами «северного модерна» являются в первую очередь жилые дома, построенные по проектам архитекторов А.Ф.Бубыря (Загородный проспект, 64; Ковенский переулок, 23; набережная Фонтанки, 159, и др.), Н.В.Васильева и А.Ф.Бубыря (Стремянная улица, 11), И.А.Претро (Большой проспект Петроградской стороны, 44; набережная канала Грибоедова, 158, и др.) и других зодчих, особняки на Каменном острове (архитектор Р.Ф.Мельцер), торговые ряды на Литейном проспекте, 57 (архитектор Н.В.Васильев). Одним из первых обратился к образам «северного модерна» Федор Иванович Лидваль. Каждый из этих выдающихся мастеров по-своему, в соответствии с творческой индивидуальностью, выражал дух нового северного искусства.

Одновременно в Петербурге строились здания, в стилистическом отношении более близкие общеевропейскому модерну, без отчетливо выраженных национальных особенностей. К ним относятся монументальные дома компании «Зингер» (ныне Дом книги на Невском проспекте, 28; архитектор П.Ю.Сюзор; 1902-1904) и Елисеевского магазина (ныне Государственный академический театр комедии на Невском проспекте, 56; архитектор Г.В.Барановский; 1902-1908), изящный особняк М.Кшесинской (ныне Музей Великой Октябрьской социалистической революций на проспекте М.Горького, 1/2; архитектор А.И.Гоген; 1904-1906) и многие другие.

Многочисленные постройки петербургских мастеров «северного модерна», несмотря на многие оттенки, легко узнаваемы. Они выделяются остро скомпонованными сочетаниями больших объемов и плоскостей, фактур и цветовых пятен, лаконизмом форм. Сложный ритм больших, близких к квадрату окон, тщательно продуманные соотношения проемов и простенков, системы эркеров и балконов, выразительность силуэтов легко позволяют отличить эти здания от построек декоративного направления в модерне с их сложным декором и символикой. Поэтичность, романтическая взволнованность, суровость и обобщенность форм придают произведениям «северного модерна» большую силу воздействия. В них нет застывших повторяющихся форм и линий, фасады асимметричны, плоскости стен оживают, становятся живописными, силуэт зданий динамичен и выразителен. Лучшие здания «северного модерна» можно назвать «ожившими северными поэмами», рассказанными художниками, владеющими всем арсеналом современных эстетических и строительных приемов.

...

(Исаченко В.Г., Оль Г.А. Федор Лидваль. — Л.: Лениздат, 1987. С. 12-14.)


Вернуться к списку