В начало Карта Постройки Литература Ссылки Архив гостевой книги Eng

...
Самые яркие и стилистически законченные образцы архитектурной графики модерна принадлежат Н.В.Васильеву (1875—1941) — мастеру неповторимой творческой индивидуальности. В эскизе особняка с конторой (конкурсный проект 1900-х годов) он выдвинул оригинальную версию «северного» модерна. Образ сооружения наделен повышенной эмоциональностью. Тектоническая логика отступает перед скульптурной экспрессией могучих масс. В композиции нет прямых углов; объемы, словно вылепленные из вязкого вещества, превратились в энергичные сгустки пластики, непрерывно перерастающие из одной формы в другую. Облицовка цоколя напоминает неровные груды камня, сложенные будто бы стихийными силами природы. Щипцовые и шатровые завершения очерчены волнообразным движением контура. Спаянность и взаимопереходность частей порождают эффект визуального саморазвития масс, который выступает метафорой реального органического роста.


Н.В.Васильев. Особняк с конторой. 1900-е годы

Васильев достиг внутреннего единства архитектурного образа и графического воплощения. Оптимально выбран ракурс перспективы — он акцентирует подвижную асимметрию масс и силуэта. Тонкие стволы оттеняют гипертрофированную весомость форм сооружения. Пластичность и фактурность фасадов естественно выражены в свободном и мягком карандашном рисунке, в зыбкой трепетности мазков акварели. Ландшафтная среда дает ощущение слитности здания с природой, с окружающим пространством; объединяет их и поверхность белой бумаги, которая просвечивает сквозь прозрачный красочный слой.

 

В русле национально-романтического направления создан Васильевым проект неизвестной церкви (около 1910). Он родствен произведениям лидеров «неорусского стиля» В.А.Покровского и А.В.Щусева, о превосходит их мерой условной обобщенности, произвольной деформации и гротескной стилизации прообразов, восходящих к древнему новгородско-псковскому зодчеству. Здание кажется монолитом — настолько слитны и скульптурны его формы. Это храм-монумент и одновременно храм-игрушка.

 
Н.В.Васильев. Эскиз церкви. Около 1910

Перспективный вид с высокой точки зрения представляет скорее пейзаж, нежели архитектурный проект. Он вызывает ассоциации с полотнами Н.К.Рериха.

 

Пространство строится крупными ритмичными плоскостями локального цвета. Бархатистая кроющая поверхность вбирает в себя фактуру серого картона, сохраняя впечатление сжатости пространства и декоративной равноценности переднего и масштабно оторванного от него глубинного планов. Интенсивность холодного колорита доведена до ядовитых оттенков, и эта резкость оказывается созвучной утрированной цветопластической трактовке самого сооружения. Белоснежный златоглавый храм доминирует в композиции, но он неотделим от пластики земли и ритмов пейзажа. Стекающие вниз зеленые кровли перекликаются с «хищными» еловыми лапами, с энергичными складками холмистого рельефа.

Как произведение станковой графики можно рассматривать и второй лист к тому же проекту (итальянский карандаш и пастель). Сквозь густую вуаль березовой рощи едва сквозит белая стена храма со скупыми крапинами цвета. Контуры пятнистых стволов сплетаются в стилизованный узор, который и заключает в себе весь эффект эскиза.

Сходная тема разработана Васильевым в акварельной перспективе храма-памятника, датированной 1918 годом *. Мемориальное сооружение задумано в архаичных формах средневековой архитектуры. Ярусная композиция и кладка из массивных каменных блоков естественно и убедительно взаимодействуют с характером горного — по-видимому, крымского — ландшафта. Идея слитности архитектуры с пейзажем воплощена здесь более реалистично, без прежней утрированной стилизации.

Произведение совсем иного плана — проект «дома дешевых жилищ» на Киевской улице в Петербурге, составленный Н.В.Васильевым совместно с А.И.Дмитриевым в 1912 году. Это пример строго рационального, протофункционалистского модерна.

 
Н.В.Васильев, А.И.Дмитриев. "Дом дешевых жилищ" на Киевской ул. 1912. Фрагмент

Структура протяженного здания слагается из повторяющихся членений и чисто утилитарных элементов. Выверенному лаконизму архитектурной композиции отвечает столь же экономная палитра изобразительных средств: четкий линейный чертеж, ровная отмывка, предметность цвета (серый — цементная штукатурка стен, красный — мансардная кровля) и открытая белизна листа, которой обозначены светлые части и детали фасада.
...

 

...
* Эта работа относится, очевидно, к периоду «блуждания по югу России», о которых упоминал Н.В.Васильев в письме Л.Н.Бенуа, отправленном в 1927 г. из Нью-Йорка. Письмо обнаружено автором статьи в личном архиве художника-мозаичиста В.А.Фролова (зятя Л.Н.Бенуа) и передано в Музей истории Ленинграда. Приводим текст этого документа, представляющего большой историко-биографический интерес.

30/1 27.

Дорогой (я позволю себе так Вас назвать, как моего учителя; мне нравится французская манера писать: ученик такого-то, это дает преемственность и связь нового поколения со старым) Леонтий Николаевич.
Недавно получил от брата и[з] Петербурга вырезку из газеты, где сообщалось о чествовании Вашего 70-летия рождения и, главное, [юбилея] научно-художественной деятельности, часть которой Вы передали и мне, впитавшего (так в оригинале.— Б.К) принципы архитектуры настолько, что и здесь я не являюсь ординарным designer'ом (как тут называют людей, делающих композиции в той или иной области). Конечно, без знания достаточно языка, без знакомств и связей, трудно прокладывать себе путь в нашей сфере, и здесь в особенности, где условия работы иные, где психология людей отличная от нашей особенно, где общий уклад иной (недаром, я теперь понимаю, называют эту страну Новым Светом). Вот я уже скоро здесь 4 года, после блуждания по югу России, Константинополю, Сербии (везде конечно что-то делал и даже с успехом) — а я еще не чувствую себя как в своей стране; и м[ожет] б[ыть] никогда не сольюсь с этой чужой мне массой, зная наперед, что м[ожет] б[ыть] до конца моей жизни я останусь в этой стране. Мельцер Р.Ф., Э.Ф.Виррих, Ф.Ф.Постельс, Н.А.Димитрато, Н.Н.Гвоздев и я приносим Вам наши поздравления с лучшими пожеланиями от всего сердца.
Еще раз крепко обнимаю.
Вам преданный Н.Васильев
Делаю эскизы дома в Бариц для Шаляпина.
Недавно послал эскизы в Берлин Русской церкви и домов.
с/о Warren & Wetmore architects
10 East 47 Street N.Y.C. U.S. of A.
...

(Кириков Б.М. Архитектурная графика петербургского модерна в собрании Музея истории г. Ленинграда // Музей 10.Художественные собрания СССР: Сборник статей. Сост. А.С.Логинова. — М.: Советский художник, 1989. С. 134-146.)


Вернуться к списку