В начало Карта Постройки Литература Ссылки Архив гостевой книги Eng

...

Одновременно сформировалась архитектура модерна, которая естественно нашла отражение в композиции и декоре балконов. Этому способствовали и новые конструктивные элементы — фермы и двутавровые балки.

В условиях изменчивого климата северной столицы для укрытия от непогоды над балконами первоначально устраивались временные навесы-тенты, а позднее — с целью более надежного укрытия — и легкие остекленные стенки. Так возник на рубеже 30-х годов XIX века так называемый «фонарик» — прообраз современного эркера. При возросших к этому времени габаритах застройки он начал играть существенную роль в композиции уличных фасадов зданий.

В связи с резким повышением их этажности и протяженности со второй половины XIX века появилась необходимость поиска новых средств архитектурно-художественной выразительности. Помимо традиционных фронтонов, аттиков, куполов в композиции отдельных зданий и в общем силуэте застройки существенную роль начали играть, ритмически повторяющиеся, иногда перерастающие в башни, эркеры. На фасадах они размещались в различных вариантах, часто блокировались между собой, с балконами и лоджиями.

В период господства эклектики эркеры мало выделялись на фасадах зданий и лишь позднее в архитектуре рациональной ветви модерна, освободившись от декоративных излишеств, обрели свое звучание как самостоятельные части здания.

В условиях уплотненной застройки дореволюционного времени стимулятором распространения эркеров, очевидно, служило желание известного приращения жилой площади, улучшения условий освещенности и видимости.

Богатейшее архитектурное наследие дает много поучительных примеров использования эркеров в композициях фасадов, особенно в сочетании с балконами и лоджиями.

...

Непревзойденными примерами виртуозных комбинаций блокировки эркеров с балконами могут служить доходные дома на Загородном проспекте, 64; набережной реки Фонтанки, 159, и Бассейной улице, 58-60. Рисунок балконных решеток предельно упрощен и главный эстетический акцент перенесен на своеобразную «игру» архитектурных форм. Так, в первом здании (архитектор А.Ф.Бубырь, 1910), трехъярусный эркер сблокирован с балконом, а последний, в свою очередь, с «фонариком» (одноярусным эркером).

Подобный прием применен тем же автором в доме на Фонтанке (1910-1912). Боковой фасад акцентирован двумя многоярусными эркерами, объединенными балконами. В обоих случаях фасады оживляют и покрытые мелкой черепицей козырьки над балконами. Интересно отметить частичную замену здесь, а также в ряде других примеров, балконных решеток глухими парапетами, которые, помимо чисто утилитарного назначения (скрывать балкон от посторонних взглядов), способствуют его объемно-пластической связи с эркером и архитектоникой фасада в целом. Органический контакт эркеров с плоскостью фасада усилен также путем их членения по вертикали как бы нависающими уступами.

Исключительное многообразие пластического решения, приемов блокировки и размещения на фасадах эркеров и балконов, при сохранении единого модуля и композиционной цельности, достигнуто в жилом комплексе Бассейного кооперативного товарищества» на Бассейной улице (архитекторы Э.Ф.Виррих, А.И.Зазерский, Н.В.Васильев, А.Ф.Бубырь, 1912-1917).

...

(Васильев Б.Л. Балконы, лоджии, эркеры в застройке Петербурга // 100 лет петербургскому модерну. Материалы научной конференции. — СПб.: Альт-Софт, Белое и Черное, 2000.)


Вернуться к списку