В начало Карта Постройки Литература Ссылки Архив гостевой книги Eng

Эрнест Францевич Виррих
1860 - после 1949

Создатель крупных комплексов общественных и жилых зданий, один из пионеров применения железобетона в гражданском строительстве.

Эрнест Францевич Виррих (настоящее имя: Фридрих Эрнест) родился 20 мая 1860 года в Одессе в мещанской семье. В 1878 году поступил в Академию художеств сначала на живописное отделение, а затем перешел на архитектурное, которое окончил в 1890 году со званием классного художника 1-й степени.

В 1886-1887 годах работал помощником В. В. Шауба, в 1888-1894 годах - старшим техником, помощником архитектора П. Ю. Сюзора, выполнял чертежи и наблюдал за строительством зданий, возводимых по сюзоровским проектам: дома Общества взаимного кредита (наб. кан. Грибоедова, 13), Городского сиротского дома (8-я линия В. О., 29), здания машинных фильтров на Главной водопроводной станции (Шпалерная ул., 56), начальных училищ (Кавалергардская ул., 42), доходного дома В. А. Ратькова-Рожнова (наб. кан. Грибоедова, 71). В 1894-1896 годах был архитектором Строительного управления по постройке зданий для Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде, где, в частности, по проектам А. Н. Померанцева возвел павильоны Художественного отдела, отдела Средней Азии и Императорский павильон. В 1897 году стал старшим техником строительной части Главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей, разрабатывал проекты винных складов. Среди ранних построек Вирриха наиболее значительные — Успенский собор в Омске (1891-1898), перестройка Алафузовской больницы в Петербурге (1897-1900, совместно с П. Ю. Сюзором), доходный дом В. А. Ренненкампфа (1897,- Поварской пер., 1,- совместно с Б. И. Гиршовичем). Особняк и мастерская художника Э. К. фон Липгарта (1898-1899; Каменноостровский пр., 16) интересны тем, что Виррих впервые использовал здесь бетонитовые камни-блоки — новый экономичный материал.

Особняк С.Ю.Витте Другой жилой дом на Каменностровском пр., 5, возведенный им в 1898 году, был выполнен в формах поздней классицистической эклектики. Этот трехэтажный особняк принадлежал видному государственному деятелю графу С. Ю. Витте.

В том же 1898 году зодчий приступил к проектированию, а затем и строительству первого из трех выполненных им крупных комплексов — Петербургского Политехнического института им. Петра Великого (1899-1904; Политехническая ул., 29). Виррих возглавил специально созданную строительную комиссию. В ее работе учитывались не только передовые архитектурные новации, но и функциональные требования, которые были изложены в программе, составленной ведущими учеными и инженерами. Для нового учебного комплекса был отведен участок Сосновского лесопарка.

В корпусах, дифференцированных по функциональному назначению, разместились различные факультеты, лаборатории, жилье для студентов и преподавателей. Все эти сооружения свободно расположены в зелени парка, также распланированного Виррихом.

Политехнический институт Главное здание и Химический корпус выдержаны в монументальных и репрезентативных формах поздней классицистической эклектики, а колонные портики подчеркивают значение этого «храма науки».

Жилые и служебные постройки решены в простых рациональных формах: отсутствие декора, неоштукатуренные кирпичные стены, большие окна. Лишь в композиции водонапорной башни можно увидеть признаки модерна. Под руководством Вирриха на строительстве этого нового по типу крупного учебного заведения работал большой творческий коллектив, главным его сотрудником был гражданский инженер И. В. Падлевский.

В 1907 году при проведении международного конкурса проектов на здание универмага Гвардейского экономического общества Виррих с И. В. Падлевским получили 4-ю премию. Затем опытный строитель разработал окончательный проект и руководил его реализацией, в которой участвовали Н. В. Васильев, И. В. Падлевский, Б. Я. Боткин, С. С. Кричинский. Первая очередь торгового комплекса была построена в 1908-1909 годах, а Малый зал пристроен в 1912-1913 годах И. Л. Балбашевским.

Универмаг Гвардейского экономического общества. Общий вид (фото 1910 года) Впервые в гражданском строительстве России здесь был применен в столь широких масштабах монолитный железобетонный каркас. (Постройку вела немецкая фирма «Вайс и Фрейтаг».) Фундамент сделан в виде сплошной плиты, с ней жестко соединены столбы, балки и перекрытия. Два просторных торговых зала решены в виде атриумов, опоясанных многоярусными галереями и перекрытых стеклянным потолком. Каркасная конструкция решительно выведена на фасады, раскрытые высокими и широкими витринами. Здесь зрелый рационалистический модерн выступает явным предвестником конструктивизма 1920-х годов.

В верхних этажах, где находились помещения администрации и мастерские, введены стилизованные классицистические элементы — пилястры, рельефы (керамика мастерской П. К. Ваулина). Это дань нарождавшейся неоклассике, причем трактовка ордерных форм кажется предвосхищением ар деко.

В 1908 году Виррих был удостоен звания академика архитектуры. К этому времени он расширил Женскую рукодельную школу (1903-1904; 10-я Красноармейская ул., 22).

Жилой комплекс Бассейного товарищества Третьей крупной работой, в которой раскрылись новые грани таланта и новаторские идеи зодчего, стал жилой комплекс Бассейного товарищества собственников квартир (1912—1914; ул. Некрасова, 58, 60 — Греческий пр., 10, 12 — Фонтанная ул., 3). Вместе с гражданским инженером А. И. Зазерским он разработал идею и общую планировку. Авторы задумали этот крупный жилой квартал с многоступенчатой организацией пространства.

По-новому варьируется ими и тема курдонера, получившая распространение в петербургском жилом строительстве еще в конце XIX века.

План Бассейного товарищества. Чертеж. 1912 Весь ансамбль состоит из тринадцати блоков, сгруппированных в два комплекса. Один из них имеет в плане Г-образную форму, а другой — квадратную. Они разделены двумя взаимно перпендикулярными внутренними проездами, выходящими на Греческий проспект и улицу Некрасова и позволяющими раскрыть дворовое пространство на обе магистрали. Плотность застройки повышена за счет расположения некоторых лестниц по диагонали, что позволило разместить на этаже большее количество квартир.

Виррих и Зазерский привлекли к работе над объемным решением и оформлением фасадов двух талантливых мастеров «северного модерна» —А. Ф. Бубыря и Н. В. Васильева, которые смогли придать наиболее выразительный облик всему ансамблю с учетом его планировочного решения и местоположения в городском пространстве.

После 1917 года Эрнест Францевич эмигрировал. В 1921 году он переселился в США, где работал архитектором его сын В. Э. Виррих, который учился в Институте гражданских инженеров, а во время Первой мировой войны был послан в Америку для службы в Военной комиссии и затем поступил в Архитектурную школу Колумбийского университета. В Америке зодчий вернулся к занятиям своей юности — живописи и дизайну. Работал преимущественно художником-экспертом в шелковой индустрии. Тонкий вкус и талант живописца позволили Вирриху выдвинуться в ряды ведущих специалистов в этой области. Он умер после 1949 года.

Архивы:
РГИА. ф. 789. Оп. 10 (1878). Д. 116.

Литература:
Г. Б. С.-Петербургский Политехнический институт // Строитель. 1902. № 13— 18. С. 481-590.
Зодчий. 1909. №46. С. 450-452; 1910. №48. С. 471-473. Де Постельс Ф. Ф. Зодчие — выходцы из России: их роль и работы в Соединенных Штатах Северной Америки. С. 61—62, 83.

Из книги: Б.М.Кириков, М.С.Штиглиц   Петербург немецких архитекторов. От барокко до авангарда. — СПб.: Чистый лист, 2002.


Вернуться к списку