В начало Карта Постройки Литература Ссылки Архив гостевой книги Eng

Бывшее здание механических мастерских. Современная фотография.  

Производственные корпуса
завода "Русский Рено".

Большой Сампсониевский пр., 69.

1914-1916


К началу XX века французская автомобильная промышленность, обогнав немецкую, заняла лидирующую позицию на европейском рынке. Быстро набирала обороты основанная в 1898 году фирма "Рено", активно продвигавшая свою продукцию, в частности, и в России. Два автомобиля "Рено" были приобретены царской семьей, фирма получала заказы от русской армии, владели машинами этой марки и частные лица — например, Алексей Бубырь. Когда назрела необходимость в оборудовании помещений для ремонта "Рено" в русской столице, именно Бубырю было поручено составить проект производственного здания.

Вот что можно найти об этом у Исаченко: "В 1914-1916 гг. Бубырь проектировал и строил производственные корпуса завода «Автомобили Рено» (или «Русский Рено») на Большом Сампсониевском проспекте. Ныне это участок производственного объединения — дом № 69. (...) Корпуса «Русского Рено» — последняя большая работа Бубыря, в которую он вложил много сил, времени и, конечно, мастерства, приобретенного за полтора десятка лет. Переписка архитектора с руководством фирмы началась в конце 1913 г. Для отправки на утверждение в Париж он сделал одну из копий проекта. Интересно познакомиться с письмом директору фирмы, где автор поясняет устройство окон: «Окна предполагаю сделать створные во всех частях, чтобы их удобно было содержать в чистоте; оба переплета открываются во всех частях внутрь. Средняя треть верхней части переплетов в каждом окне будет устроена откидной также внутрь для вентиляции фабрики». Бубырь предусматривал проветривание в каждом фонаре на кровле. Много внимания уделялось дверям.

Летом 1914 г. проект был одобрен Городской управой. Французский фабрикант Луи Рено и торговый дом фирмы «Гельштедт и К°» заключили договор о том, что эта фирма получила право на постройку здания для устройства механических мастерских (помещение для монтажа и две боковые галереи для станков) с верхним светом. Не случайно проект был заказан именно Бубырю: требования были очень высоки. Необходимо было выполнить детальные чертежи, вплоть до мельчайших элементов внутренней отделки. Архитектору пришлось вникать буквально во все — в устройство фундаментов, водопровода, канализации... Приходилось удовлетворять множество требований заказчика, но в то же время Бубырь умел настоять на своем, быть принципиальным и непреклонным в тех случаях, когда он был убежден в своей правоте.

Трехпролетное здание починочной мастерской, построенное в первую очередь, отличается чистотой и логичностью решения. В 1915 г. оно было расширено влево на два пролета, а в 1916-м к нему был пристроен четырехэтажный корпус, облицованный красным отделочным кирпичом. В сторону проспекта ориентирована семиэтажная часть (общая высота едина). Несмотря на простоту и даже некоторый аскетизм облика, сооружение впечатляет монументальностью и своеобразным величием. Протяженный боковой фасад расчленен двумя объемами лестниц. Большое значение придавал Бубырь площадям остекления, соотношениям больших окон с простенками, добиваясь наилучшего освещения и проветривания. Уместно вспомнить нереализованный проект фасада дома на Большом проспекте, весьма напоминающий общей схемой боковой фасад главного производственного здания «Русского Рено»: мерный ритм проемов и простенков, ризалиты (в жилом доме — эркеры), развитый верх. В этом сооружении в полной мере проявились качества Бубыря-архитектора и инженера."

К этому можно добавить, что Бубырь, помимо прочего, был одним из акционеров созданного в 1912 году "Французского Общества автомобилей Рено для России" и даже выдвигался в директоры АО.

 
Схема генплана завода «Русский Рено» в границах 1916 года

1-я очередь строительства (1914 г.)

2-я очередь строительства (1915 г.)

3-я очередь строительства (1916 г.)

Застройка, существующая к 1916 г.


  1. Починочная мастерская (сохранилась с незначительными перестройками)
  2. Деревянная дворницкая (не сохранилась)
  3. Одноэтажная каменная пристройка для расширения мастерских (расширена и надстроена)
  4. Каменная будка для трансформатора (перестроена)
  5. 4-х этажная каменная пристройка к существующему заводскому зданию (не сохранилась)

Фрагмент фасада здания починочной мастерской. Интерьер помещения монтажа (гараж). Архивная фотография.

Здание починочной мастерской. Вид с юго-востока.

На этой фотографии, снятой с противоположной от проспекта стороны, видно, что сейчас галерей, пристроенных к 1-му зданию, значительно больше, чем было в 1915-м году.

 
Здание починочной мастерской. Вид с востока.

На боковом (южном) фасаде четко видна граница между первой очередью строительства и двухэтажной пристройкой 16-го года (то, что на карте обозначено серым цветом).

 
Фонари на кровле. Вид с ж.д. моста над ул. Александра Матросова (бывш. Батенина)

Фонари на кровле освещают только двусветную производственную зону.

 
Торец одной из боковых галерей для станков. Вид со двора

Торец одной из боковых галерей для станков. Вид со двора. В натуре боковые пристройки решены немного иначе, чем в проекте. Все фронтоны по верху перекрыты кирпичным аттиком, в котором в местах пересечения кровель сквозь круглые отверстия выведены желоба водостоков. Кое-где сохранились остатки старых водосточных труб прямоугольного сечения.

 
Торцы боковых галерей. Вид со двора

В тех местах, где сошла штукатурка, видно, что заполнение фронтонов (там, где кладка не несущая), выполнялось из крупноразмерного, видимо, более легкого, кирпича. Заметно также, что здания давно не ремонтировались.

 
Интерьер бывшего помещения для монтажа. Современный снимок

Бывшее помещение для монтажа. Интерьер по сравнению с 1914-м годом мало изменился, разве что раньше не было стены между этим цехом и боковой галереей. Портрет Ленина на торцевой стене выполнен заводскими талантами. Стены в цеху не наклонные, это искажение от широкоугольного объектива.

В чем секрет красоты этих конструкций? "Простота и функциональность", "чистота и логичность"... И это тоже, но, как и в жилых домах А.Ф.Бубыря, есть что-то еще, что заставляет любоваться этими постройками.
 
Фрагмент интерьера.
 

Немного об истории завода:

До революции на нем производили ремонт автомобилей "Рено", а также ремонт и сборку авиационных двигателей этой же фирмы.
Краткую историю "Рено" на русском языке можно прочитать здесь —
http://www.kolesa.ru/article/name/history_of_renault.html

6 июля 1917 года в деревянной сторожке, которая не сохранилась, тусовался Ленин вместе со Сталиным и другими известными людьми.

В 1917 году завод национализирован. С 1917 по 1927 год не работал.

На заводе была создана первая в Ленинграде комсомольская организация.

Впоследствии заводу дано имя В.Я.Климова, выдающегося советского авиаконструктора.

В настоящее время на заводе делают такие серьезные вещи, как двигатели для вертолетов Ми-24 и Ка-50 "Черная Акула", истребителя "МиГ-29" и танка Т-80.
Официальный сайт Завода — http://www.klimov.ru/

По истории автомобилестроения в России начала века рекомендую книгу В.И.Дубовского "Автомобили и мотоциклы России 1896-1917" (Москва, "Транспорт", 1994.). Правда, про этот завод там ни слова...


Фото — А.Мамлыга, А.Смирнов,
неизв. автор

Текст — В.Г.Исаченко, А.Мамлыга


Здания Главной палаты мер и весов Предыдущая постройка В начало документа В раздел "Постройки" Постройки