В начало Карта Постройки Литература Ссылки Архив гостевой книги Eng

Nekrasov St., 60. Fragment  

Жилой комплекс
Бассейного товарищества
собственных квартир.

Ул. Некрасова, 58-60 — Греческий пр., 10-12 —
Фонтанная ул., 3.
1912-1917.
Участие. Совместно с Э. Ф. Виррихом, А. И. Зазерским, Н.В.Васильевым.


"То не город, не дом, а корабль,
Гиблый ветер, смертельный Сентябрь."
Анна Радлова

В справочнике Кирикова и Гинзбурга время строительства комплекса указано между 1912 и 1914 годами. Исаченко называет другую дату окончания строительства — 1917 год. Если верна последняя цифра, то Бассейный кооператив можно признать едва ли не последним памятником модерна в северной столице. Но даже если не придираться к цифрам, образ этих серых громад красноречивее всяких документов рассказывает о времени его создания. Время предреволюционное, предвоенное, и военное — должно быть, странно в 1917 году звучало слово "новосел"!

Но дом был построен именно тогда, и образ сгущающихся туч, конца чего-то грандиозного и начала чего-то великого, благодаря таланту его создателей впитал эту удивительную атмосферу.

На каждом из четырех архитекторов, участвовавших в создании комплекса, следует остановиться подробнее.

Алексей Зазерский, однокурсник Бубыря и Ильина, в будущем известный советский архитектор и градостроитель, автор одного из первых жилых комплексов для рабочих — Палевского жилмассива (1925-28 гг., вместе с Н.Ф.Рыбиным).

 
Двор

Именно Зазерский был инициатором кооперативного строительства в городе. Создав в 1909 году Товарищество для устройства постоянных квартир, в последующее десятилетие по собственным проектам выстроил ряд крупных жилых комплексов. Высококлассный инженер, большое внимание он уделял инженерному оборудованию жилья – лифтам, отоплению и вентиляции.

 
План комплекса
Генеральный план комплекса

Вместе с Э.Ф.Виррихом Зазерский был автором генерального плана комплекса на Бассейной. Он же разрабатывал инженерную «начинку» комплекса, и благодаря ему город получил не только впечатляющие декорации в формах позднего модерна, но и большое количество превосходно оборудованных квартир. В доме были редкие по тем временам центральное водяное отопление и горячее водоснабжение; лифты имелись не только на парадных, но и на черных лестницах; была и вовсе уникальная вещь – пылевсасывательная станция. В специальное отверстие в стене можно было воткнуть трубу пылесоса – и он начинал работать!

 

Эрнест Францевич Виррих, академик архитектуры, автор Политехнического института и главный архитектор Торгового дома Гвардейского экономического общества (ныне ДЛТ). Активно использовал в своих постройках железобетон. Его опыт в решении крупномасштабных задач также не был лишним при строительстве столь внушительного объекта.

Николай Васильевич Васильев, по справедливым словам Исаченко, достойный титула «самого талантливого мастера петербургского модерна». Современник Васильева, архитектор Апышков (соавтор проекта Большеохтинского моста), в своих воспоминаниях 20-х годов отмечая, так сказать, «по свежим следам» наиболее значительные произведения модерна, именно его называл автором Бассейного кооператива. Почему?

 
Фрагмент фасада дома №60 по ул. Некрасова Фрагмент фасада дома №60 по ул. Некрасова Фрагмент фасада дома №60 по ул. Некрасова Фрагмент фасада дома №60 по ул. Некрасова  

Автор множества премированных проектов, не избалованный, однако, реализациями, в этом проекте он получил возможность воплотить свои идеи по архитектуре жилья, разработанные годами конкурсного проектирования.

Некоторые фрагменты комплекса один в один взяты из предыдущих проектов, в частности, жилых комплексов Купеческой управы на Троицкой улице и Первого Российского страхового общества на Каменноостровском проспекте, датированных 1910-м годом. (Две перспективы из этих проектов можно увидеть здесь: http://bubyr.narod.ru/literature/lisovski.html). В обоих проектах, соавтором которых был А.И.Дмитриев, Васильев применяет планировочные схемы, схожие с решением Бассейного кооператива, где два курдонера окончательно сплавляются в одну внутреннюю улицу, буквой «Г» рассекающую план.

И в деталях, и в приемах компоновки фасадов – везде чувствуется рука этого мастера. Может создаться впечатление, что Васильев и в одиночку справился бы с таким проектом. Если бы не знать, насколько сложный организм – жилой дом, особенно таких размеров, проще было бы довериться Апышкову и считать комплекс постройкой одного Николая Васильевича, не мучаясь с атрибуцией. Как уже было сказано выше, дом – это не только декорации, но именно Васильеву мы обязаны тем, что образ получился настолько мощным.


Алексей Федорович Бубырь, герой нашего сайта. Чертежей по этому дому, им подписанных, увы, не сохранилось (архив архитектора погиб во время войны). Но, по косвенным данным, историки архитектуры Лисовский и Исаченко атрибутируют как постройку Бубыря дом №12 по Греческому проспекту.

 

На плане это косой четырехугольник в правом верхнем углу. Фасады этой части комплекса немного скромнее, чем те, что прорисованы рукой Васильева, скульптуры на них почти нет, но единство стиля выдержано, они интересны по пластике и градостроительно оправданы.

Наиболее выразителен угол дома, встречающий взгляд зрителя с Греческого проспекта и 9-й Советской улицы и завлекающий его внутрь комплекса. Пять лет строительства на переломе эпох породили противоречия этой архитектуры – динамичная асимметрия крупных форм наверху – и деликатная рустовка низа, энергичный перепад разновысотных частей – и успокаивающая статика классического входа. *

  Дом №12 по Греческому пр. Фрагмент.
 
Фрагмент фасада дома №12 по Греческому пр.

Комплекс Бассейного кооператива, являясь кульминацией позднего петербургского модерна, в то же время несет в себе семена грядущего модернизма. Это касается и планировочных находок – раскрытия внутренних дворов, диагонального расположения лестниц в крестовом жилом блоке (см. план), так и деталей – например, упрощенного сетчатого рисунка ограждений.

 
Дом №58 по ул. Некрасова. Фрагмент. Дом №58 по ул. Некрасова. Фрагмент. Дом №58 по ул. Некрасова. Фрагмент. Дом №10 по Греческому пр. Фрагмент фасада. Дом №10 по Греческому пр. Фрагмент фасада.
Дом №60 по ул. Некрасова. Фрагмент. Вид комплекса с перекрестка ул. Некрасова и Греческого пр. Дом №10 по Греческому пр. Фрагмент фасада.
 

Наконец, то, на чем неминуемо остановится взгляд – скульптура. Многочисленные рельефы, не расставленные, а, скорей, живущие на этих стенах, на первый взгляд кажутся ни на что не похожими. Напрягая память, их генетические корни можно обнаружить в рельефах Азовско-Донского банка Лидваля. Лаконизм и геометризированность рисунка, но еще больше – суровость характера роднят эти фигуры с монументальным искусством советского времени.
По данным Е.Куферштейна, «все эти изображения выполнены по рисункам архитектора В.Н.Пясецкого, занимавшего квартиру в доме 58».


Рельефы на фасаде дома №60 по ул. Некрасова Фрагмент фасада дома №60 по ул. Некрасова Рельефы на фасаде дома №10 по Греческому пр.
Скульптура на фасаде Скульптура на фасаде Скульптура на фасаде
Скульптура на фасаде Скульптура на фасаде
Скульптура на фасаде

* После дифирамбов Николаю Васильеву роль, которая отводится в истории создании комплекса Алексею Бубырю, может показаться до странности скромной. В связи с этим хочется высказать одно соображение.

Как известно, оба архитектора много работали вместе. Несомненное взаимовлияние сказывалось в том, что, даже работая раздельно, они использовали находки и приемы друг друга. Так что сейчас уже сложно разобраться, кто из них, допустим, первый применил спаренные полуколонки или эркеры определенной формы. Формальный язык, сложившийся ко времени создания Бассейного кооператива – плод совместных усилий двух зодчих (с определенной долей влияния финнов, и не только). В статье о доме на Стремянной я неодобрительно писал об «архитектурном кентавре», порожденном книгой Лисовского и Исаченко. Но сейчас я думаю по-другому. В попытках во что бы то ни стало отыскать аутентичные особенности стиля того или другого архитектора теперь, сто лет спустя, можно породить только догадки или мифы. Поэтому мне кажется вполне естественным говорить не об архитектуре Бубыря или Васильева по раздельности, а об «архитектуре Васильева-Бубыря». «...Быть им всегда вместе, под одной фигурной скобкой, неразрывно, неразъемно, нерасторжимо, слитно, как Хорь и Калиныч, Лейла и Меджнун, «Дымок» и спички.» И, говоря о заслуге кого-либо из них в соместной работе, об этой фигурной скобке следует помнить.

Приложение:

Статья «Новый кооператив» из журнала «Зодчий» за 1912-й год. Написал её, предположительно, Алексей Иванович Зазерский – автор первоначальной планировки, и вообще всей этой затеи с домом.


Фото – А.Смирнов, В. и Ю.Тезины, А.Мамлыга

Текст – А.Мамлыга


Дом на ул. Марата, 30 Предыдущая постройка В начало документа Следующая постройка Русский Рено