В начало Карта Постройки Литература Ссылки Архив гостевой книги Eng

Вход Здание элементарных школ лютеранского прихода
св. Анны.

Ул. Салтыкова-Щедрина, 8, двор.
1905—1906.
Совместно с Л.А.Ильиным.

Спустя три года после доходного дома Бубырь с Ильиным проектируют школу при той же церкви св. Анны. Архитектура здесь уже другая.

Использование кирпича для облицовки главных фасадов не было новинкой в Петербурге. Активно начал применять его для этой цели еще Шретер в 70-х годах (кстати, именно он был автором гимнастического зала, построенного в 1888 г. и стоявшего на месте нынешней школы). Но в начале XX века в Петербурге (как, впрочем, и в Москве, и в Европе, и в Новом Свете) стали появляться здания, которые в русле модерна можно выделить в отдельный стиль. Одним из первых зданий, целиком облицованных светлой керамической плиткой, стал Ортопедический институт в Александровском парке, выстроенный по проекту Романа Мельцера в 1902-1904 гг. Стиль этот позднее, и уже применительно к другой постройке Мельцера — дому Кочубея на Фурштатской, один из критиков презрительно окрестит "гигиеническим" (по иронии судьбы, позднее в этом здании разместится поликлиника).

Впрочем, применительно к Annenschule этот стиль оказался вполне уместен. Как еще должна выглядеть "немецкая школа"? Так что можно говорить о стопроцентном попадании в образ.

И, конечно, неправ был Ильин, в 1938 году писавший о диссонансе этой постройки с церковью. Несомненно, дух барокко присутствует и в фасадах школы. Плавность линий завершения окон, прорисовка щипцов и входов сближают их с архитектурой памятника XVIII века. Единственное, в чем можно обвинить автров школы — это то, что своим масштабом она слегка подавляет фельтеновскую "игрушку". Тому причиной и разница в высоте, и цельность протяженного фасада школы, где гладкое, нерасчлененное поле сероплиточной стены прорезают мерными рядами окна на четыре этажа. Впрочем, противоречие это сглаживается выделением первого этажа темно-красным кирпичом, а также вынесенными и более детально решенными входами, приближающими масштаб как к человеку, находящемуся во дворе, так и к церкви напротив.

Перспектива. Проект 1905 года Главный фасад. Проект 1905 года

Переходя от образа к функции, рассмотрим планы. Заданием предписывалось разделить классы для мальчиков и для девочек (в сущности, это были две отдельные школы, отсюда и название — "Элементарные школы лютеранского прихода св. Анны"). Бубырь решает это так: второй и третий этажи отданы слабому полу, четвертый и пятый (планировка которых повторяет предыдущие) — сильному, причем ученицы попадают к себе по отдельной лестнице через левый вход, как и ученики по своей — через правый. Первый и подвальный этажи занимают гардеробы и хозяйственные помещения. На главном фасаде повторение этажей заметно по правой части, где чередуются высокие и низкие окна — это два двусветных зала, расположенные один над другим. Идею парности поддерживают и два щипца, с линией, вдохновленной, надо думать, прибалтийским или скандинавским барокко. Что приятно — расположены они не по оси со входами.

Подвальный этаж 1 этаж 2 и 4 этажи 3 и 5 этажи

План подвального этажа

План 1 этажа

План 2 и 4 этажей

План 3 и 5 этажей

В целом о школе можно сказать как о здании с отлично решенной формой и функцией; это уверенная, профессиональная работа молодых зодчих, один из удачных образцов раннего петербургского модерна, чей строгий, но при этом элегантный фасад стал одним из приметных знаков этого района города.

"... Расскажу лучше про Илью Павловича.
Илья Павлович родился в 1893 году, в Константинополе. Еще маленьким мальчиком его перевезли в Петербург, и тут он окончил немецкую школу на Кирочной улице. Потом он служил в каком-то магазине, потом еще чего-то делал, а в начале революции эмигрировал за границу. Ну и бог с ним. ..."
("Симфония №2")

Это уже Хармс, учившийся, кстати, в другой немецкой школе — Петершуле, и вообще хорошо просекавший немецкую тему в Петрограде.


Фото и текст — А.Мамлыга

 


Дом на Фурштатской, 9 Предыдущая постройка В начало документа Следующая постройка Стремянная, 11