В начало Карта Постройки Литература Ссылки Архив гостевой книги Eng

Общий вид  

Доходный дом К.И.Капустина

Наб. р. Фонтанки, 159 —
Климов пер., 9.

1910-1912.

"...Среди осьминогов, моржей и сардин,
Прекрасный, как Охтинский мост."
Б.Г.

На мой взгляд, вершина творчества зодчего. Тема угла, которая, видимо, привлекала Бубыря и над которой он долго работал, получает здесь наивысшее развитие.

Рассчитанный на восприятие издалека, дом решен крупно, без мелких деталей, за исключением еле заметного рельефа на щипцах.

 
Юго-восточный фасад  

Южный фасад, выходящий на Фонтанку, представляет собой гигантскую супрематическую композицию. Двуцветный фасад, на первый взгляд бессистемно, прорезают окна. Присмотревшись, можно заметить несколько сбитых и взаимосвязанных осей симметрии.

Ось входа подхватывается эркером, переходя затем в узкое окно щипца. Вертикали — углы и эркер — подчеркнуты более светлой штукатуркой. Горизонталь карниза прерывается мощным аккордом высокой кровли над угловой частью дома. Сложный ритм горизонталей подхвачен балконами и черепичным навесом над вторым этажом.

 

Особенно удачна кровля, составленная из пересечения двускатной и полувальмовой кровель с дополнительной врезкой. Обидно лишь, что мансарды здесь ложные: все окна выше шестого этажа — слуховые, и за ними не жилой этаж, а чердак.

 
Завершение угла  

В некоторых фрагментах дома чувствуется влияние построек Мельцера на Каменном острове, щипцы явно взяты из прибалтийской архитектуры, но все это очень органично вливается в манеру Бубыря, образуя замечательное целое.

 

Любопытно сравнить этот дом с лидвалевским домом Ф.П.Толстого, тоже на Фонтанке. Построенные примерно в одно время и сходные своим северным обликом, оба дома наглядно отражают как собственную манеру каждого из архитекторов, так и две различные архитектурно-планировочные концепции, примененные ими в зависимости от участка.

Участок дома Толстого находится в самом центре города, напротив здания Кабинета Аничкового дворца (Д.Кваренги), недалеко от Аничкова моста и дворца Белосельских-Белозерских (А.Штакеншнейдер). Создавать на этом ответственном участке еще один сильно развитый объем было бы неразумно. Поэтому Лидваль проектирует дом-вставку, продолжая линию существующих фасадов и и развивая организм дома преимущественно вглубь.

Дом интересен главным образом внутренними пространствами трех уютных дворов, ренессансных по духу, соединенных великолепными арками.

Дом Лидваля — дом "вовнутрь", дом — интерьер, дом — проходной двор. По Фрейду, наконец, это "женский" дом.

Перед Бубырем стояла другая задача. Участок, на котором стоит дом №159, расположен среди разновысотной непрезентабельной застройки. Здесь требовалось создать дом-монумент, который бы "держал" довольно обширное пространство вокруг себя.

Оба архитектора, работая, каждый в своем стиле, над задачей, которая позволила им максимально использовать свой опыт и талант, добиваются отличного результата.

Дом на Фонтанке, 159, особенно хорошо смотрится в плохую погоду. В октябре или ноябре, в дождь он стоит, всем своим видом выражая идею крова, жилья, защищенного от непогоды.

Здесь мне кажется уместным привести слова Чарльза Мура, написанные им в 1967 году. Слова эти могли бы стать эпиграфом ко всему творчеству Алексея Бубыря, к Васильеву и Лидвалю они тоже применимы: "Если архитекторы хотят продолжить полезную работу на этой планете, то их главной задачей должно быть, как это и было всегда, создание "места", обладающего своими характерными особенностями, которое явилось бы целесообразным отражением представления человека о своем положении на Земном шаре. ... Такое творчество помогает людям понять, где, собственно, они находятся и , следовательно, кто они такие."


Вид с юга Перспектива с набережной Лестница Окно на лестнице Юго-восточный фасад фрагмент фасада со стороны Климова переулка картина Александра Дашевского "Модерн. Старый фонд"


14.11.2006
Информация о бывшем владельце дома – Константине Ивановиче Капустине: http://eng.tsar-auto-club.spb.ru/history/pioneers/kapustin_konstantin.html



1.12.2015
Планы

План 1-го этажа   План 2-го этажа   План 2-го и 3-го этажей   План чердака

Фото — А.Мамлыга, В. и Ю.Тезины, Г.Крылов

Живопись — А.Дашевский

Планы — ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 3899. Файлы — Р.Ган.

Текст — А.Мамлыга, 1993.


Дом на Загородном, 64 Предыдущая постройка В начало документа Следующая постройка Дом в Ковенском, 23